Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Проект "Зелёные школы"

Дата: 30 октября 2018 в 14:53, Обновлено 21 декабря 2018 в 07:43
Автор: Фомин Л. Н.

Как создать парк-школу?

Современная школа должна развивать свободно мыслящих и самостоятельных людей с высокой мотивацией к обучению, сохраняющейся в течение всей жизни. Для этого необходимо раскрепостить учеников и преподавателей, сделав образовательное пространство открытым. В основе предлагаемой нами модели лежат экспериментальные данные проектов «Школа-парк» и «Продуктивное образование в Европе», а также опыт демократических и свободных школ в разных странах.

Создание совокупности открытых студий

Речь идет об организации в рамках одного учебного заведения нескольких (минимум четырех-пяти) отличающихся по виду деятельности и образовательным эффектам пространств (парк-студий), в которые ученики смогут приходить по собственному выбору и из которых они смогут так же свободно уходить. Даже если в создаваемой модели учится всего десять детей, количество парк-студий не может быть меньше, причем со своей системой выбора в каждой. За счет обычной тарификации можно обеспечить одновременную работу трех-четырех парк-студий в течение шести уроков в день для 50 детей. Это достигается суммированием часов, полагающихся на два класса по 25 детей, и использованием одной ставки для внеклассной работы.

Заранее узнать, сколько студий школа может открыть, идя таким путем, нетрудно: достаточно проанализировать реальную заполняемость ее учебных пространств. Аналогичным образом будут работать и студии, только приходить туда будут не классы по расписанию, а выбравшие парк-студии ученики.

Одно из таких пространств – безопасная для жизни и здоровья детей рекреация, где можно просто общаться, играть или отдыхать, не мешая другим. Если же такой вариант по каким-либо причинам не подходит, следует продумать организацию специального кабинета, в котором ученики могут заняться своими делами, открыть личные пространства для творчества. К примеру, для этих целей может подойти школьная библиотека, осмысленная как открытая студия со своими законами и традициями.

Если организуется отдельный небольшой проект свободной, неклассно-урочной школы (в нашей терминологии – парк-школы), его можно создать при Доме детского творчества. В этом случае открывается только одна официальная парк-студия, в которой можно заниматься разными учебными предметами, а параллельно – посещать кружки и секции Дома творчества. В настоящее время по такой схеме работают проекты Школа-парка в Киеве.

Очень важно обеспечить одновременную работу парк-студий с различным содержанием и видами деятельности. Скажем, одна студия работает в проектном режиме («Биология. Проекты» или более узкий вариант: «Исследование влияния музыки на рост растений»), вторая предлагает индивидуальные занятия по учебникам («Математика. 5–9-й класс» или «Английский язык»), в третьей ведется фронтальная работа («Геометрия» или «Творчество Пушкина»), а четвертая предлагает физическую активность («Танцы» или «Физическая культура»). Если в парк-школе учатся 50–60 детей, наборы одновременно открытых студий можно менять два раза в день (студии открыты одновременно по три урока, потом детям предлагается другой набор). При увеличении количества учащихся в Парке появляется возможность открывать одновременно большее количество студий.

Идеальный вариант работы школы такого типа предлагает для учеников набор перманентно открытых 1015 студий, куда они могут приходить в любое время в течение учебного дня.

Планирование работы одной открытой студии

Анализ работы парк-студий для детей разного возраста, с различными темами и видами деятельности дает основание утверждать, что их планирование принципиально отличается от планирования набора уроков по предмету в классно-урочной системе.

При планировании парк-студии прежде всего нужно продумать:

·методы, помогающие учителю и ученикам понять цели каждого пришедшего в это образовательное пространство;

·варианты занятий для учеников с разными запросами;

·варианты занятий для учеников, затрудняющихся сформулировать свои образовательные запросы;

·способы демонстрации результатов работы в парк-студии;

·возможные способы оценивания, которые будут предложены ученикам как базовые, но изменяемые в зависимости от состава группы.

Для того чтобы понять цели и задачи каждого субъекта образовательного процесса в парк-студии, существует целый ряд приемов. Первый, который большинству педагогов кажется наиболее простым и естественным, – соответствующий опрос учеников, пришедших на студию. Однако именно этот прием на практике оказывается самым сложным и малоэффективным: формулировать образовательные цели очень трудно, этому дети учатся довольно долго. Гораздо эффективнее методы, позволяющие понять образовательные запросы через вводную инициирующую деятельность: учитель предлагает пришедшим заняться чем-то конкретным (написать письмо или сказку, провести эксперимент, сыграть в мини-спектакле и т.д.) и в ходе этой работы и ее анализа выводит школьника на понимание его образовательного запроса. Являясь одним из субъектов образования, педагог предъявляет детям свои (личные и педагогические) цели и образовательные задачи, демонстрируя способы их вербализации.

Далеко не всегда удается точно понять образовательный запрос каждого ребенка. Учитель при подготовке работы парк-студии должен это предвидеть и быть готовым дать на выбор максимально разнообразные занятия в рамках своей студии. Например, если открыта парк-студия естествознания, можно предложить выбрать самый интересный опыт или естественно-научный фокус, провести его перед одноклассниками и попробовать объяснить, почему наблюдался тот или иной эффект. Для этой цели подходят опыты, описанные в книге Тома Тита «Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения». Однако для их проведения необходимо иметь множество материалов, которых в школе может и не быть, поэтому учитель должен точно понимать тонкости проведения описанных там опытов, чтобы помочь детям, иначе у них может ничего не получиться, и вместо начала увлекательного пути в естествознание последует горькое разочарование.

В парк-школе текущее оценивание базируется на ценности действий и результатов деятельности для субъектов образования. Поэтому педагог заранее предусматривает, как ученики могут предъявить другим то, что у них получилось (не получилось), организует специальные пространства для предъявления результатов (выставки, спектакли, научные конференции, демонстрация портфолио и т.д.) и, при желании детей, для их обсуждения. Оценить результаты личного продвижения в информационном поле конкретного учебного предмета школьники могут, став подмастерьями педагога и начав объяснять изученный материал тем, кто самостоятельно с ним не может разобраться: они не демонстрируют учителю свои знания, но используют и развивают их, помогая друг другу и расширяя коммуникативное пространство.

Демократическое соуправление

Как именно будет управляться такая школа, также необходимо продумать заранее. Система открытой школы не может строиться с иерархической формой организации управления, когда каждым уровнем управляет более высокий уровень, одновременно контролирующий нижестоящие.

В парк-школе необходимо изначально заложить систему демократического соуправления, в которой сообща создаются нормы сообщества, и все, дети и взрослые, их соблюдают. Если создается небольшой проект (на 10–20 учеников), можно спланировать время и место общих сборов, во время которых будут решаться возникающие вопросы, создаваться правила и нормы.

Похожие сборы можно заложить в систему, в которой учатся до 70–75 учеников, хотя проведение общих сборов при таком количестве людей осложняется целым рядом факторов: необходимо большое пространство, позволяющее расположиться в круг; нелегко в такой большой группе создать доброжелательную атмосферу, позволяющую каждому желающему высказаться, и т.д. и т.п.

Если же создается более крупное образовательное учреждение, система соуправления в нем изначально строится снизу вверх: каждая парк-студия создает свои внутренние правила, делегирует представителей на следующий, более высокий, уровень и так далее.

Систему демократического управления парк-школы невозможно изначально раз навсегда спланировать, а потом воплотить в жизнь. Она будет складываться постепенно, перестраиваться и видоизменяться всеми участниками образовательного процесса. Эта система должна быть самоорганизующейся.

Школа и общество

Известно, что разные возрастные группы требуют разной степени протекции со стороны взрослых, защиты и упорядоченной организации. Так, для учеников младшего школьного возраста особенно важно наличие понятной и комфортной группы, тогда как дети подросткового возраста стремятся избавиться от опеки взрослых, а молодые люди 16–17 лет активно ищут лидеров и часто склонны идти за ними.

Открытая школа не может (и не должна!) создаваться изолированно от окружающего пространства – социального и виртуального. Взаимодействие с социумом – необходимая часть проекта. Наиболее понятный и эффективный способ такого взаимодействия разработан в системе продуктивного образования. В нем старшие школьники (от 15 лет) имеют возможность становиться подмастерьями на конкретных рабочих местах в социуме (быть помощниками официантов, продавцов, слесарей, сапожников, программистов – людей любых специальностей), а приходя в школу на два-три дня в неделю, возмещать замеченные и осознанные во время работы пробелы своего образования.

Парк-школу можно посещать не только в реальном, но и в виртуальном времени, современные компьютерные технологии это позволяют. Наиболее интересным и перспективным представляется создание удаленных парк-студий, в которых смогут встречаться ребята и взрослые, живущие в разных городах и странах.

В парк-школе могут быть открыты студии-вебинары, в которых участвуют и те, кто находится в школе реально, и те, кто присоединяется к ним виртуально. Главный принцип – максимальное использование этого складывающегося многообразия.

Педагогическая поддержка

Создавая парк-школу, нужно понимать, что наибольших сил она потребует в первый год ее открытия, когда в роли старших выступают только педагоги, задача которых – помогать ученикам сориентироваться в сложном открытом образовательном пространстве. Родители при этом часто становятся «дополнительными младшими»: они это пространство не знают и не понимают, но очень хотят курировать своих детей.

Поэтому в год организации такой школы педагоги должны помогать и ученикам, и родителям. Здесь очень ценна система педагогической поддержки (разработана Олегом Семеновичем Газманом), позволяющая раскрыть внутренний потенциал и индивидуальность каждого ребенка. Разница лишь в том, что в системе парк-школы тьютора нельзя назначить, он выбирается самими детьми. Чаще всего им становится педагог парк-студии. Стать тьютором – значит быть выбранным, оцененным своим учеником.

В такой структуре каждый подросток будет рад, если через некоторое время кто-то из младших выберет и его, то есть фактически объявит всем, что ценит его знания и опыт, что готов к нему прислушиваться и с ним советоваться. Постепенно школьники образуют небольшие группы, в которых старшие и более опытные оказывают поддержку младшим. Учителя же продолжают курировать только старших учеников, советуя им, как помочь остальным. Выстраивается саморазвивающаяся система образовательного взаимодействия, в которой каждый может стать важным и значимым человеком.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.